Представление древних людей о Земле

Космологические представления египтян и влияние их на древних греков

Протоиерей Владимир Мустафин

Кандидат богословия, профессор кафедры богословия СПбДА.

Преподаваемые дисциплины: основное богословие, история философии, история русской религиозной философии.

Санкт-Петербургская духовная академия. Кафедра богословия, 2018 г.

Учебное пособие. Рекомендовано к публикации Издательским советом РПЦ; учёным советом Санкт-Петербургской духовной академии; кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ.

Рецензенты:

Светлов Р.В.– доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии;

Гаврилов И.Б. – кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

«Космологические представления египтян привлекали внимание древних греков с особенной силой (из-за интереса греков вообще к астрономии). Египтяне утверждали, что видимая земля не вечна (следовательно, она имела начало и будет иметь конец); что она шарообразна; что небесные тела (в первую очередь, конечно, Солнце и Луна) насыщены огнём, т.е. теплом, и этот огонь, тепло даёт жизнь всему, что есть на Земле; что затмение Луны бывает оттого, что Луна попадает в тень Земли; что дождь происходит от превращений воздуха, т.е. от конденсации влаги в воздухе, и многое другое…» (с. 9).

Орест Маркович Новицкий (1806—1884 гг.)

Русский философ, писатель, психолог, историк немецкой классической философии, председатель Киевского цензурного комитета, профессор и декан историко-филологического факультета киевского Императорского университета св. Владимира.

Часть I. Религия и философия Древняго Востока

б) Религия Египтян и, как отрасль ея, религия Финикиян

«…Понятия об египетских богах суть понятия вещей, а не олицетворения, т.е. суть части и силы вселенной; если эти божества Египтяне представляли себе живыми существами, с самостоятельною жизнию, то всё же материальной, пространственной, или временной форме, а не в человекоподобном виде. Так как божество и мир в египетской религии суть одно и то же, то и космогония в ней тождественна с феогонией. Происхождение мира, по ея учению, есть не иное что, как событие внутри самого первобожества, — развитие и образование составных частей, которыя уже прежде в нем находились неразвитыми и безвидными» (с. 100—101).

«Священныя у Египтян книги, заключавшия в себе мудрость их жрецов, называются герметическими книгами, потому что оне приписывались Гермесу, или Таате, который, по уверению Египтян, написал их ещё до появления человеческого рода. Книг этих было 42 и оне разделялись на шесть отделов: первый отдел (10 книг), т.н. иератических, заключал в себе Юриспруденцию и учение о богах… второй отдел (10 книг) – законы и постановления о богослужении; 3-й (10 книг) – круг наук – Геометрия, Астрономия, География, Космография и Иероглифика; 4-й (4 книги) – низшая часть Астрономии, календарная наука и Астрология; 5-й (2 книги) – гимны и молитвы, употреблявшиеся при богослужении; 6-й (6 книг) – содержания медицинского. Но все эти книги утрачены; и теперь остается почерпать сведения об египетской религии из иероглифических надписей на постройках и на свертка папируса, а частию из греческих и римских писателей» (с. 102).

«Первосущество, непроизшедшее, неподлежащее чувствам и потому сокровенное, Амун, в самом себе содержало зародыши будущаго мира, еще необразованную мировую массу; оно есть и божество и вместе мир, но еще не разделенные и не развившиеся. В противоположность произшедшему миру Амун есть божество непроисшедшее, между тем, как все прочие боги, воплотившиеся в мире суть боги происшедшие и видимые. Его невозможно познать и именовать и должно чтить только благоговейным молчанием. Это первосущество состоит из четырёх непроисшедших, бесконечных существ: из перводуха, Кнеф, из первоматерии, Нейт, из первовремени, Севех и из первопространства, Пашт» (с. 103).

«Представления египетской религии положены в основание миросозерцания Орфиков, Геозида, Ферекиды и частию отразились даже в философии первых мыслителей Греции. Указания на соответствие между египетскими представлениями и древнейшими греческими понятиями: Амун значит сокровенный. По свидетельству Дамаския (ученика Прокла) Египтяне свое первобожество называли также недоведомою тьмою. По понятию Египтян, прежде всего сущаго существует божество единое, первое…» (с. 103, ссылка 1).

«…Мир не относится к первобожеству, как творение к творцу; напротив, и мир и божество суть одной и той же сущности, с тем только различием, что первобожество есть совокупность безвидных, и потому непостижимых, во мраке сокрытых, непроизшедших богов, а мир есть совокупность божеств образовавшихся и сделавшихся видимыми, Гори. Этот мир, возникший в первобожестве, образовался в форме шара, или, по образному представлению, «из уст первобожества, Амуна, вышло мировое яйцо». (То же понятие о развитии мира встречаем у Орфиков, к чему Прокл присовокупляет, что это яйцо произошло из первобожества, потому что эфир как у Пифагорейцев, так и у Орфиков значит тоже, что перводух, Кнеф».) – Так как мир развился внутри первобожества, то оно остается и вне вселенной, объемля ее и включая в себе; оттого Кнеф в иероглифических изображениях представляется в виде змия, обвившагося вокруг мирового шара; он же проводит в движение внешний свод мирового шара, и потому называется движителем неба, Емфе, Емеф, царем мира, Гикто. Этот божественный перводух, объемлющий вселенную, по своей сущности благ и называется добрым духом. Таким образом мир, возникший в лоне первосущества, находится под непосредственным управлением духовного существа, соединяющаго в себе высочайший разум и верховное добро.

Мировой шар, образовавшийся в лоне первобожества развивался медленно, в течении огромных периодов времени, и только мало по малу достиг нынешней своей формы и различныя его части и силы явились самостоятельными божествами» (с. 109).

«Первоматерия, еще смешенная и неустроенная, разделилась на две великия половины. Из самых крайних и тончайших частиц материи образовалась небесная Твердь с звездами, богиня Пе, которая как неизмеримый крепкий свод мирового шара, обнял собою всю мировую массу. Из самых плотных и грубых частиц образовалась в средоточии мировой массы, как ея внутреннее зерно, Земля с стихиями, богиня Ануке, неподвижно занимающая средоточие вселенной; но земная масса была еще безвидна и пуста; она получила свое образование позже…

…Кнеф, в соединении частью с Фа, частию с Нейт, произвел безчисленное множество демонов и душ… стр. 115: … разделил демонов и души по относительному их достоинству на 60 классов и разместил их между землею и небесною твердию.

Это первый период творения, в котором не было еще солнца, но Фа непрерывно озарял собою мировое пространство. Этот период не имел определенного продолжения времени, потому что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и определенного времени» (с. 114).

«…Так как солнце движется вокруг земли, и следовательно проходит и подземное пространство, то в этом отношении называется божеством преисподняго мира (Атму), Ре-Атму…» (с. 116).

«Когда материя, находившаяся внутри небесного свода, образовалась в два великия небесные тела, солнце и луну, то в мировом шаре открылись великия, внутри-мировыя, пустыя пространства…» (с. 117).

Там же: «Как солнце, проходя все небесное пространство, всем управляет, над всем надзирает, так и наоборот, над правильностью его течения по небесному пространству назирают божества, через область которых оно проходит, и именно богиня пространства вообще, Пашт, и божества надземного и подземного пространства, Сате и Гатор в частности; и потому все три эти божества называются стражами солнца».

«…Древние представляли землю в виде круга, котораго основание нисходит в тартар, и такое представление земли очень просто вело к образу дерева, котораго широкий лиственный покров составляет земную поверхность, между тем как ствол с корнями свободно носится в воздушном пространстве, или образно, окрыленный, держится своими собственными крыльями» (с. 118, ссылка 28).

«…Амун-Кнеф-Горнофре у Греков назывался «змееподобный бог», по причине иероглифического изображения в виде змия, обвивающаго земной шар; этот-то Кнеф воплотился на земле в виде Нила, Океапоса…» (с. 119, ссылка 29).

«…Вселенная во всех своих частях состоит из божественной сущности, есть одушевленное целое, которое, исходя из единства первосущества, разделяется на бесконечное множество божеств, которые, однако ж, все в совокупности объемлются и ограничиваются первобожеством, как единством, над всем господствующим. Даже общественныя учреждения не суть человеческия изобретения, но, подобно природе, и они произошли от богов, которые и по смерти своей на земле бодрствуют над ними и управляют ими. Вся вселенная есть божество, сделавшееся миром; но которое в то е время существует и вне мира. Поэтому вселенная, с земным шаром в ея средоточии, существует как бы в лоне первосущества, находится под постоянным и непосредственным его влиянием; со всех сторон шарообразного небесного свода оно направляет свое влияние на землю, — последнюю цель его деятельности. Земля есть СТРАДАТЕЛЬНАЯ, приемлющая часть вселенной; между тем как небесный свод с звездами и великия небесныя тела суть как бы ПОСРЕДСТВУЮЩИЯ СУЩЕСТВА, через которыя внемировое божество выражает свое управление земле… все движения и явления неба суть непосредственныя действия богов, как помощников и слуг верховного божества, суть выражение божественнаго мироправления, от котораго зависит и нравственное влияние на деяния и судьбу человека. Поэтому наблюдение неба должно составлять религиозную обязанность; оно необходимо не только для земледелия, для определения разнородных занятий и празднеств и вообще всего, что относится до календаря, но и для предварительного определения и предсказания судьбы и успеха, или неуспеха какого либо предприятия. – Наблюдение неба составляет… занятие особого класса жрецов, так называемых «гороскопов» (с. 130-131).

«Человеческая душа, как павший дух, существует уже до соединения ея с телом… для соединения с божественным человек должен пребывать в беспрестанной борьбе с похотьми, которыя как потоки бризжут из его телеснаго состава… стр. 134: Земная жизнь человека есть время покаяния и очищения, а тело есть как бы темница духа (мысль повторившаяся у Пифагорейцев и Платона); поэтому все религиозныя учреждения должны клониться к очищению и освящению духа, сделавшагося человеком… Цель религиозной жизни есть упокоение души в Боге… по смерти тела, дух и душа отрешаются от плоти и поступают на суд в аментес, т.е. в подземное воздушное пространство между землею и луною» (с. 133).

«Символика египетской религии вытекла из сущности ея воззрения на развитие бога и мира… Не только вся вселенная есть огромное животное, состоящее из духа и материи и живущее в первобожестве в определенном пространстве и времени, но и все высшие и низшие боги, т.е. все части и силы вселенной, суть существа мужския, или женския и развилист одни из других путем животно-половаго размножения… А потому и символы для обозначения богов естественно надлежало заимствовать из образов животных… Амун-Кнеф, добрый перводух, изображался в виде ЗМИЯ, обвившагося вокруг мирового шара, потому что перводух объемлет собой извне всю вселенную… стр. 137: Не только отдельныя божества, но и целые классы их обозначались… образом какого либо животнаго»(с. 135).

«На животных, избранных иероглификою для обозначения богов, мало по малу стали смотреть в Египте, как на животных посвященных богам, а потому в храме каждаго божества воспитывали и животное, приведенное с ним таким образом в соотношение. Ясно, что животное, воспитываемое в храме, для мыслящих было и оставалось только символом чтимаго в этом храме божества, и только в последствии времени могло родиться у простаго народа представление, будто это животное есть воплощение самого бога. Итак, прежде чем возникло поклонение животным и выродилось в грубое суеверие, уже должны были существовать понятия о богах, подавшия повод к тому, а не наоборот, как многие думают, будто самыя понятия Египтян о богах вышли из предварительнаго обоготворения ими животных, как фетишей. По законам духовнаго развития религиозныя представления должны существовать и даже быть развитыми до известной степени гораздо прежде, чем образованность дойдет до того, чтобы почувствовать потребность письменных знаков. Поэтому и у Египтян круг религиозных представлений существовал гораздо прежде, чем изобретено иероглифическое письмо, подавшее повод к поклонению животным, как символам божественной жизни»(с. 138).

Часть II. Религия классическаго мира и первая половина греческой философии, 1860 г.

«Финикияне, иначе – ПЕЛАСГИ, КРЕТИЙЦЫ и пр. владычествовали в Египте 511 лет и в начале XVIII столетия пред Р. Хр. (1790 г.), изгнанные Египтянами, перешли в греческия страны и покорили себе многия греческия племена… Упоминание об этом переселении есть древнейшее историческое предание; с него начинается греческая история, о прежних же временах нет никакого историческаго известия. Так как Пеласги, долгое время живши между Египтянами, заимствовали от них религиозныя представления и образованность, то перенесли их с собою и на греческую почву; принесли с собой не только низшия искусства и ремесла, но и знание мореплавания, горное искусство и умение плавить и обрабатывать металлы…» (с. 11).

«…Но особенно замечательно, что Пеласги имели уже свои письмена. Ныне никто уже не отвергает известия Геродота о происхождении позднейших ионических письмен от финикийских…  …Сословие пеласгических жрецов принесло к Грекам круг египетских верований, сходство с которыми греческой религии… бросалось в глаза еще Геродоту и Платону… Таким образом не льзя отрицать, что первыя семена греческой образованности брошены на греческой почве Пеласгами и что семена эти были египетскаго происхождения; только их возрастание видоизменилось и преобразовалось на этой новой почве под влиянием особенностей греческаго духа… поглощение пришлаго племени в собственную национальность. Под влияние образования, заимствованного от Пеласгов… греки усилились, и спустя 500 лет свергли господство Пеласгов… – «героическое время»…» (стр. 12–13).