Святые и богословы о форме Земли

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347–407 гг.)

Толкование на пророка Исаию

Глава 38:6—8: «…Было ясно, что это совершилось всемогущим Правителем мира. Смотри: дело совершается не на ровном месте, но на ступенях, где ясно виделась сила Совершающего чудеса. И это случилось на всём земном шаре. Никто когда-либо не видел и не слышал, чтобы совершилось чудо равное этому…».

Глава 40:22: «Видишь ли, Земля есть круг? Круг показывает круглую форму Земли. Полезно знать и это, чтобы мы не соблазнялись баснями языческих философов, которые обыкновенно думают, что Земля подобна ложбине, округлости, диску, блюду или чему-нибудь такому подобному».

Свт. Прокл, архиепископ Константинопольский (ученик свт. Иоанна Златоуста, 434447 гг.)

Похвальное слово Пресвятой Богородице

«Как звёзды, быв утверждены на небе в известном порядке, на известном расстоянии одна от другой, распознаются и освещают весь земной шар; одна и та же звезда видна и у индийцев, не скрывается и от скифов, сияет над землёю и озаряет море, путеводствуя плавателей».

Свт. Амвросий Медиоланский (ок. 340–397 гг.)

Шестоднев

Глава III, 9: «…Кто же усомнился в том, что сие сотворил Бог, поскольку у пророка сказано: «Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил. И сказал Иеремия: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, и утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10:11–13) и добавил: «безумствует всякий человек в своём знании» (Иер. 10:14)…».

Епископ Исидор Севильский (560–636 гг.)

О природе вещей (De natura rerum)

Гл. 48 «О частях Земли»:

«Океан же, разлившийся по всему экватору земного шара, омывает границы всего почти круга земель…».

Святой Беда Достопочтенный (672–735 гг.)

Книга о природе вещей (De natura rerum)

Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма её абсолютно круглая – ведь её делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга. Именно поэтому нам всегда видны созвездия только Северного полушария, а Южного – никогда; и наоборот, наши созвездия не видны другим – мешает земной шар; троглодит26 и сосед его египтянин никогда не видят Семизвездия, зато Италия не знает Канопа; впрочем, обитаемая часть этого шара простирается с востока на запад почти в два раза дальше, чем с юга на север: и первому не подпускает близко жара, ко второму – мороз.

Иоанн Сакробоско (ок. 1195  ок. 1256 гг.) 

Средневековый математик и астроном. Получил образование в ОксфордеС 1221 года преподавал в Сорбонне.

Трактат о сфере

(Tractatus de sphaera, ок. 1230) Сакробоско излагает основы сферической геометрии и геоцентрической системы мира, следуя Клавдию Птолемею и его арабским комментаторам. По этому трактату изучалась астрономия во всех европейских университетах в течение следующих четырёх столетий.

В I части приводятся доводы в пользу того, что Земля и вселенная имеют сферическую форму, обсуждается различие между подлунным и надлунным миром и описывается порядок небесных сфер. Сакробоско указывает охват Земли в 252000 стадиев — результат, принадлежащий Эратосфену, и описывает, как с помощью астролябии может быть измерен 1° земного меридиана.

Во II части определяются различные небесные круги: экватор, эклиптика и пояс зодиака, меридиан, горизонт, тропики, полярные круги, колюры равноденствий и солнцестояний. Здесь же обсуждается пять климатических зон на Земле.

Монах Фома Аквинский (1225–1274 гг.)

Сумма теологии

Вопрос 54. О различии навыков

Том V. Раздел 2. Различаются ли навыки согласно своим объектам?

…Различные науки являются различными навыками. Но одна и та же научная истина может принадлежать различным наукам; так, например, на шаровидность земли указывают и физик, и астроном, о чём читаем во второй [книге] «Физики».

…Физик доказывает шаровидность земли, используя средства своей [науки], а астроном – своей; в самом деле, последний доказывает это с помощью средств математики, например, измеряя формы затмений, в то время как первый доказывает это с помощью средств физики, например, исследуя движение тяжёлых тел к центру

Слова

Слово п е р в о е

…Мир этот подо­бен яйцу. И как желток посреди яйца, так и Земля по воле Бога пребывает на своём месте во Вселенной. И как белок окружает желток, так и воздух – Землю. И как скорлупа – яйцо, так и небо окружает Землю. Солнце, Луна и звёзды словно приклеены к небу, ко­торое вращается вместе с Солнцем. Земля круглая, и там, где светит солнце, сейчас день. Ночь – не что иное, как тень земли. Сейчас у нас здесь вечер, но вечер не на всей земле – где-то полночь, где-то рассвет, где-то полдень – день наступает там, куда приходит солнце. Расстояние между землёй и небом от места, где мы сейчас находимся, равно расстоянию от любой другой точки Земли до неба. И люди живут как с этой стороны Земли, так и с другой. Поэтому святые отцы постано­вили нам накануне Пасхи Христовой красить яйца и, глядя на них, помнить, что яйцо символизирует мир, а красный цвет Кровь Христову, пролитую Им на Крес­те, освятившую весь мир.

«С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, […] Который доселе выводит светила освещать Землю или умерять мрак ночи, доселе разливает столь живительный воздух для дыхания всех живых тварей; создал столь чудное свойство огня, который согревает, сожигает и светит; Землю, способную круговращаться с легкостью воздушного пузыря около столь громадного светила, как Солнце, и около себя, способную произращать по слову Его бесчисленные роды растений».