Христианство

ТЕОРИЯ ПЛОСКОЙ ЗЕМЛИ О ФОРМЕ И ПОЛОЖЕНИИ ЗЕМЛИ СОГЛАСНО БИБЛИИ

Андрей Бухарин, популяризатор науки (28:37): «Удивительно, что в одном из самых древних текстов на Земле – Библии – говорится, что Земля полностью накрыта твёрдым сводом, называемым небесной твердью. В священном тексте сказано, что эта небесная твердь стоит на Земле и на столбах. При этом у небосвода есть края, до которых можно дойти пешком по земле. При этом за пределами таких краёв никакой земли нет. Если всё это сложить воедино, то становится ясно, что по тексту Библии Земля подразумевается плоской».

Дэйв Мёрфи, британский физик-любитель (7:31): «В Библии ясно говорится о месте, где мы живём. И это соответствует теории плоской Земли, но не глобусу».

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ФОРМЕ И ПОЛОЖЕНИИ ЗЕМЛИ

Свт. Василий Великий (ок. 330–379)

Беседа 1 на «Шестоднев»:

«Но согласимся ли, что земля висит сама на себе, или скажем, что она держится на воде, — в обоих случаях необходимо не отступать от благочестивого разумения и признавать, что всё в совокупности содержится силою Творца. А потому и себе самим, и спрашивающим нас: на что опирается этот огромный и несдержимый груз Земли? — надобно отвечать: «В руце Божией концы земли» (Пс. 94:4).

Эта мысль и для нас самая безопасная, и для слушающих полезная».

Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753)

«Точное изложение православной веры»:

«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной. Но она меньше, даже несравненно меньше неба, являясь как бы некоторой точкой, висящей в центре небесной сферы».

Тот факт, что преп. Иоанн не настаивает ни на какой точке зрения, показывает, что вопрос о форме Земли никак не влияет на точность изложения православной веры, что, в свою очередь, противоречит распространяемому атеистами мифу о том, что круглая Земля противоречит христианским догматам.

  • свт. Феофан Затворник
  • В.Н. Лосский
  • свт. Лука Войно-Ясенецкий 
  • свт. Афанасий Великий
  • свт. Василий Великий
  • блж. Феодорит Кирский
  • Евфимий Зигабен
  • архиеп. Ириней (Клементьевский)
  • еп. Палладий (Пьянков)
  • проф. А.П. Лопухин
  • прот. Григорий Разумовский
  • свт. Лука Войно-Ясенецкий

Библия:

  • Бытие. Гл. 4, 7, 8
  • Псалом 77
  • свт. Амвросий Медиоланский (ок. 340—397)
  • свт. Иоанн Златоуст (ок. 347—407)
  • свт. Прокл Константинопольский (434— 447)
  • еп. Исидор Севильский (560–636)
  • св. Беда Достопочтенный (672–735)
  • Иоанн Сакробоско (ок. 1195 — ок. 1256) 
  • монах Фома Аквинский (1225–1274)
  • Равноап. Косма Этолийский (1714—1779)
  • св. Иоанн Кронштадтский (1829—1908)

ДЕРЖАВА

Держава — символ монархической власти (древнерусск. «държа» — власть; лат. — globus cruciger, что означает «шар, несущий крест»).

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров, а также императоров Священной Римской империи и английских королей.

В христианскую эпоху сверху шара находился крест Христа, символизирующий Его правление над всей Землёй.

 

Икона Божией Матери "Призри на смирение"

Господь Вседержитель

Свв. равноапп. вел. кн. Владимир и вел. кн. Ольга

Здесь помещены изображения монет (а также гравюр, гербов) правителей империй с  символами земного шара – глобусом и державой – в хронологическом порядке.

  • Адриан (117–138)
  • Луций Вер (161–169)
  • Марк Аврелий (161–180)
  • Каракалла (198–217)
  • Гелиогаба́л (218–222)
  • Северус Александр (222–235)
  • Гордиан III (238–244)
  • Галлиен (253–268)
  • Крисп. Caesar (317–326)
  • Константин I Великий (306–337)
  • Константин II (337–340)
  • Констанций II (337–361)
  • Феодосий II (402–450)
  • Юстиниан (527–565)
  • Юстин II (565–578)
  • Тиберий II Константин (578–582)
  • Маврикий Тиберий (582–602)
  • Фока (602–610)
  • Константин IV (652–685)
  • Констант II (641—668)
  • Леонтий (695—698)
  • Лев III Исавр (717–741)
  • Лев V Армянин (813–820)
  • Феофил (829–842)
  • Роман III Аргир (1028–1034)
  • Генрих III (1046–1056)
  • Константи́н Х Ду́ка (ок. 1006–1067)
  • Михаил VII Дука (1071–1078)
  • Никифор III Ботаниат (1078–1081)
  • Генрих IV (1056—1106)
  • Генрих V (1111—1125)
  • Комнин (1118–1143)
  • Мануил I Комнин (1143–1180)
  • Андроник I Комнин (1183–1185)
  • Генрих VI (1191—1194)
  • Генрих VII (1275–1313)
  • Ричард II (1377—1399)
  • Фридрих V (1619—1620)
  • Василий Шуйский (1606—1610)
  • Михаил Романов (1613—1645)
  • Алексей Михайлович (1645—1676)
  • Фёдор Алексеевич (1676—1682)
  • Софья Алексеевна (1657—1704)
  • Иоанн Пятый (1682—1696)
  • Пётр Первый (1682—1725)
  • Анна Иоанновна (1730—1740)
  • Екатерина II (1762—1796)
  • Павел I (1796—1798 гг.)
  • Александр II (1855—1881)
  • Александр III (1881—1894)
Виктор Петрович Лега
Виктор Петрович Лега
Руководитель департамента культурологии Московского физико-технического института, доцент, кандидат физико-математических наук; доцент Московского государственного лингвистического университета;
зав. кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия;
доцент Московской духовной академии.
Презентация по апологетике (фрагмент)

Полную версию презентации можно скачать здесь.

Фрагмент из неизданной книги В.П. Лега, 2020 г.

   Одним из наиболее распространённых заблуждений среди современных людей является мнение, что в Средние века Церковь придерживалась мнения о том, что Земля имеет плоскую форму. То, что Земля – это шар, было известно ещё в Древней Греции. «Что касается формы Земли, то она по необходимости должна быть шарообразной» [1], – пишет Аристотель. Он приводит несколько доказательств этому факту. Одним из таких доказательств являются лунные затмения, когда Луна попадает в тень Земли. «Кроме того, [шарообразность Земли] доказывается чувственным опытом. Во-первых, не будь это так, затмения Луны не являли бы собой сегментов такой формы. Факт тот, что в месячных фазах терминатор принимает всевозможные формы (он бывает и прямым, и выпуклым с обеих сторон, и вогнутым), а в затмениях терминирующая линия всегда дугообразна. Следовательно, раз Луна затмевается потому, что её заслоняет Земля, то причина [такой] формы — округлость Земли, и Земля шарообразна. Во-вторых, наблюдение звёзд с очевидностью доказывает не только то, что Земля круглая, но и то, что она небольшого размера. Стоит нам немного переместиться к югу или к северу, как горизонт явственно становится другим: картина звёздного неба над головой значительно меняется, и при переезде на север или на юг видны не одни и те же звёзды» [2]. Аристотель даже рассчитал длину экватора Земли, которая, по его мнению, составляет около четырёхсот тысяч стадиев (73 тыс. км). Конечно, это примерно в два раза больше истинных размеров, но сам факт того, что великий учёный указал на шарообразность Земли и на то, что она гораздо меньше величины других звёзд, а звёзды тоже шарообразны, как и Луна, говорит о тонкой научной проницательности Аристотеля.

   У отцов Церкви в научных вопросах, как правило, не было разногласий с античными учёными. Не является исключением и вопрос о форме Земли. Соглашаясь с Аристотелем, они приводили те же самые аргументы, но иногда добавляли и свои. Свт. Григорий Нисский обращает внимание на тот факт, что день и ночь наступают в разных частях Земли в разное время: «При появлении солнца над землёй тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, на другом конце прямого поперечника будет тьма… так и о всём ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» [3].

   Точно так же не сомневались в шарообразности Земли и на западе Европы. Великий отец Церкви блаж. Августин не сомневался в форме Земли, единственный вопрос, по которому он занимает иную позицию, это существование антиподов: «Тому же, что рассказывают, будто существуют антиподы, т. е. будто на противоположной стороне Земли, где Солнце восходит в ту пору, когда у нас заходит, люди ходят в противоположном нашим ногам направлении, нет никакого основания верить. Утверждающие это не ссылаются на какие-нибудь исторические сведения, а высказывают как предположение, основанное на том, что Земля держится среди свода небесного и что мир имеет в ней в одно и то же время и самое низшее, и срединное место. Из этого они заключают, что и другая сторона Земли, которая находится внизу, не может не служить местом человеческого обитания. Они не принимают во внимание, что хотя бы и возможно было допустить или даже как-либо доказать, что фигура мира шарообразна и кругла, из этого ещё не следует, что та часть Земли свободна от воды; да если даже была бы и свободна, из этого отнюдь не следует, что там живут люди» [4].

   Живший уже в эпоху схоластики Роберт Гроссетест также писал: «Земля существует вместе с заключёнными в ней водами лишь как сфера Земли. А то, что все указанные тела являются сферическими, демонстрируется как путём физических обоснований, так и путём астрономических наблюдений» [5]. При этом он добавляет к аристотелевским аргументам и свои мысли: «Земля является круглой. Ибо если бы она была плоской, то (поскольку взор простирается прямолинейно) взоры всех людей, находящихся на поверхности Земли, ограничивались бы [линией горизонта] в одном и том же месте на небе. …То же, что Земля является круглой в направлении на восток и на запад, явствует из того, что день раньше наступает у тех, кто находится ближе к востоку, и позже у тех, кто находится ближе к западу. Схожим образом и ночь» [6].

[1] Аристотель. О небе.

[2] Аристотель. О небе.

[3] Григорий Нисский, свт. Диалог о душе и воскресении // Григорий Нисский, свт. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1862. С. 248.

[4] Августин, блаж. О граде Божием. XVI, 9 // Августин, блаж. Творения: В 4 т. Т.4. СПб., Киев, 1998. С. 124–125.

[5] Роберт Гроссетест «О сфере»

[6] Там же.