Библия: Геоцентризм / Гелиоцентризм / Теоцентризм?

БИБЛИЯ:

Геоцентризм и гелиоцентризм — нет         /         Теоцентризм (христоцентризм) — да

Является ли геоцентризм догматом Церкви?

Святитель Феофан Затворник (1815–1894 гг.)

«Стоит солнце посреди, а вокруг него ходят все планеты наши, все тяготеют к нему и все непрестанно обращены к нему какою-либо стороною. Но что солнце в мире вещественном, то в мире духовном Богъ – умное солнце».

В.Н. Лосский (1903—1958 гг., Франция) — православный богослов и историк Церкви, видный деятель русского зарубежья, один из основоположников Парижской школы богословия.

Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.

Часть II. Гл. 9. Творение: космический порядок (стр. 445—447).

…Священное Писание… подчёркивает центральное значение Земли, оно определяет некий геоцентризм. Это не остаток некой примитивной космологии (впрочем, разве космологии такого рода не символичны в известной мере?) – космологии, не соответствующей нашей послекоперниковской вселенной, ибо геоцентризм здесь не физический, а духовный: земля духовноцентральна, потому что она есть «тело» человека и потому что человек, пронизывая всю неопределённость видимого, чтобы связать его с невидимым, есть существо, центральное в творении, – существо, которое объединяет в себе чувственное и умопостигаемое и потому с большей полнотой, чем ангелы, участвует во всём многоплановом строе земли и неба. В центре вселенной бьётся сердце человека, и только святой, чьё очищенное сердце объемлет самые отдалённые туманности, может постичь, не являются ли ти звёздные сферы своего рода отражением ангельских эонов и, следовательно, не нуждаются в спасении.

Таким образом, тайны Божественного домостроительства раскрываются на земле, и именно поэтому Священное Писание хочет связать нас с землёй. Оно… запрещает нам рассеивать себя в космических безмерностях…».

Свт. Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961 гг.) — российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, доктор богословия (1959), профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Наука и религия

Гл. 3. Источники предубеждения

…Ссылаясь на величие и бесконечное множество миров, мыслящий человек смущается утверждением Библии, что Земля находится в центре вселенной, вследствие чего человек возомнил о себе слишком много, считая себя центром бытия. Библия не утверждает антропоцентризма, то есть того, что человек находится в центре вселенной. «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» – говорит Псалмопевец (Пс. 8, 4–5).

Библия не учит и о геоцентризме, то есть о том, что Земля находится в центре вселенной, и даже нет в ней основания для гелиоцентризма (теория, которой временно придерживалась наука, уча, что в центре мира находится солнце).

И какой вообще возможен физический центр, равноудалённый от всех точек космической сферы, которая бесконечна? Одно время думали, что полярная неподвижная звезда может быть таким центром, но и она оказалась и не неподвижной, и не центральной. Библия учит о теоцентризме, о том, что неизменным центром вселенной является Бог (в переводе с еврейского «Бог» – на основании филологического исследования Делича — значит «неподвижная, вечная цель бытия»). «Всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). Библия учит не о физическом, а о метафизическом центре вселенной (ибо она содержит учение не о физических преходящих предметах, а о вечном и духовном), каким является Христос-Логос. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3).

Мир христоцентричен, ибо «Слово» (Христос-Логос) «было Бог» (Ин. 1, 1). Бог воплотился на маленькой и незначительной планете Земля не по той же ли причине, по которой Он избрал и на земле маленькую Палестину, и в Палестине Вифлеем, а в Вифлееме ясли, ибо не нашлось места в гостинице? Наша земля, таким образом, стала космическим Вифлеемом… Самая обитаемость других миров не отрицается в Библии, как и вообще тот биологический принцип, по которому у Бога в каждом месте космоса «живёт то, что в нём жить может».

…Хотя Библия есть не специальная книга о физической природе или внешней истории человечества, однако и в этих областях она точна.

…Если мы сравним наивные сведения о природе, находящиеся в священных книгах индуизма, персизма и магометанства с осведомлённостью библейских авторов, то мы должны будем признать их боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774–1861), который сказал: «Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает наш век, или он был вдохновлён свыше».

В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твёрдый свод, к которому прикреплены звёзды. Согласно книге Бытие, небо есть протяжённая среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу. В то время как древние учили, что Земля утверждена на некоторых подпорах, Библия говорит, что Бог «повесил Землю ни на чём» (Иов 26, 7).