Библия: «столпы земли»

Теория плоской Земли: небесная твердь стоит на столбах

Аргументы сторонников теории плоской Земли

Толкование святых отцов и учителей Православной Церкви

  • «Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её» (Пс. 74:4)

Толкование на псалмы

Растаяся земля и вcu живущии на ней. По праведному суду Твоему соделал Ты, что растаяла земля, то есть Иерусалим, и все живущие на ней. Но можно понимать это двояко: и в добрую сторону — растаяся в значении: перестала быть сильною в лукавстве, и в худую — в обозначение постигшего их наказания. 

Аз утвердих столпы ея. Столпы Иерусалима суть святые апостолы, по сказанному: столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И Апостол говорит: и познавше благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн мними столпи быти (Гал. 2, 9).

Беседа 1 на «Шестоднев»

«Но если слышишь иногда в псалмах: «Аз утвердих столпы ея», то разумей, что столпами названа сила, поддерживающая Землю».

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Пс.74:4

«Растаяся земля и вси живущии на ней», потому что Я – Судия целой вселенной и на всех наложу достойные наказания.

«Аз утвердих столпы ея». Я – над всем Властелин как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, «повеление положи, и не мимо идет» (Пс. 148:6). 

Толковая псалтирь

Пс. 74:4 «Аз утвердих столпы ея»

Я, говорит, повелю земле, и она тотчас разрушится, так как Я и в начале создал и утвердил её; а столпы земли суть повеления Божии, утверждающие, по словам Феодорита, землю. Они-то и держат землю, которая основана на ничём (1). Можно понимать и иначе: таянием можно назвать такое тление, по которому земля растленна была идолопоклонством и другими грехами человеческими; а Я, сжалившись над погибавшим творением Моим, утвердил апостолов, которых, согласно с великим Василием, можем разуметь под столпами земли, так как апостолы своим учением утверждают всех христиан, находящихся во всех частях земли. Так и Апостол Павел назвал их, сказав: Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами (Гал. 2:9). Некоторые говорят, что земля Иерусалимская истает и будет сожжена римлянами, но и в таком случае столпы Иерусалимской земли суть апостолы по вышеозначенной причине. Сказано: ея, потому что апостолы по плоти происходили из Иерусалима. Или говорит, что и тогда, как истает Иерусалим, он опять будет утвержден столпами веры апостолами.

Почему и Василий говорит: Заметь, что столпами названа содержащая землю сила. Так и Иов сказал о Боге: держащий висящую на ничем землю (Иов 26:7).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Пс.74:4. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея.

Сей стих непосредственно связывается с предыдущим. Ибо Бог подверждает здесь вышереченные слова: егда прииму время, Аз правоты возсужду, доказывая оныя со стороны всемогущества Своего, аки бы рек: хотя бы вся громада мира сего разрушилась и пала, но Я сохраню верных Моих без всякаго вреда. Пророк, без сомнения, взирает здесь и на самый чин природы. Хотя Земля занимает нижнее место в небесной атмосфере, однако не на другом основании утверждается, как на воздухе. Воды, содержащиеся в недрах её, могли бы проникнуть в жилы её и оную потопить и разрушить, ежели бы не утверждалася она на сокровенной Божией силе, но пророк восходит выше и глаголет, что хотя бы земля разрушилась и пала, но Господь силен есть дать ей новую твёрдость.

Толкование на Псалмы

Пс.74:4

Растаяся462 земля, и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. С Евр.: «Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее». «Растаяла земля, т.е. Иерусалим, – поясняет. св. Афан., – и все живущие на ней (в Иудее). Но можно понимать это двояко – и в добрую сторону – растаяся в значении: перестала быть сильною в лукавстве, или в худую – в значении постигшего ее наказания. Столпы Иерусалима суть св. Апостолы (1Тим. 3:15)». – Растаяся земля, т.е. накажется, – «потому что Я – Судия вселенной и на всех наложу достойные наказания. Я над всеми Властелин, как Создатель всего. Я сотворил и основал землю, как некиими сполпами подпирая ее Моими уставамиПсал. 148:6». Но теперь не наказываю, а предсказываю наказания согрешающим (Бл. Феод.)

Толковая Библия. Толкование на Псалтирь

Пс.74:4. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».

В 3–4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесёт Свой суд в назначенное Им время, и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов: «земля колеблется», т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь «утвердит столпы её«, не даст врагам расшатать могущество и силу Иудеи. Так как «столпами» Иудеи, на которых покоилось её величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы значит не дать в посмеяние этого великого Имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.

Объяснение священной книги псалмов

Пс.74:3–4. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея.

Слово земля употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении собирательной единицы, как и во многих других местах (Пс.67:9, 71:19), посему и выражение растаяся земля нужно понимать в переносном смысле: народы и царства земные смутились от страха, пришли в состояние расстройства и политического расслабления. В таковом же, переносном, значении употреблено последующее изречение: Аз утвердих столпы ея. Столпы земли – то же, что «устои, законы и власти, установленные в государствах». Время царствования Сеннахирима было временем высокого могущества Ассирийского царства, которое угрожало лишением самостоятельности многим соседним с этим царством странам и царствам земным (см. 4 Цар. 18:33–35Ис. 36:18–19). Таким образом, вслед за изъявлением намерения и желания иудеев исповедать имя Бога своего и возвестить о чудесах Его (ст. 2), и Сам Господь устами Псалмопевца как бы отвечает на исповедание Своим Божественным словом: Егда прииму время, т.е. когда наступит предназначенное Мною время (а оно скоро наступит), Я восстану и произведу праведный суд (Аз правоты возсужду, как и в Пс.9:9). Вся земля пришла в расстройство (растаяся); Ассирийское царство своими воинственными набегами и захватами навело страх на всех живущих на земле, но вот Я открою суд Свой и воздам каждому по достоинству и тогда утвержу (утвердихстолпы ея, т.е. снова установлю твердый и надлежащий порядок на земле. Св. отцы (Василий ВеликийАфанасий Александрийский) под столпами в пророческом смысле разумеют здесь апостолов, которые косневшие в нечестии и идолопоклонстве народы утвердили в Христовой вере [7, с. 59о; 3, с. 254]. Так и апостол Павел называет их (см. Гал. 2:9), т.е. столпами Церкви.

Наука и религия

Гл. 3. Источники предубеждения

В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твёрдый свод, к которому прикреплены звёзды. Согласно книге Бытие, небо есть протяжённая среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу.

Столпы огненный и облачный – знак присутствия Всевышнего

На русском языке

Толкования святых отцов и учителей Православной Церкви

Исход 13:21-22: Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём, и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа.

О жизни Моисея законодателя

По Божией силе народом предводительствовало облако, не по общему закону естества образовавшееся (так как не из паров каких или курений был состав его в воздухе, сгущаемом парами по причине туманного их сложения, сгнетаемого или сжимаемого в себя самого ветрами), – напротив того, это облако, по свидетельству Писания, как нечто высшее человеческого понятия и его превосходящее, такое было чудо, что, освещаемое палящими лучами солнца, служило народу стеной, оттеняя что было над ним и топкой росой увлажняя знойный воздух, а ночью обращалось в огонь, с вечера до утра собственным своим светом озаряя израильтян. На это облако взирал и сам Моисей, и народ научал следовать за его появлением.

Сорок гомилий на Евангелия

Также верно, что народу, идущему по пустыне, столп огненный указывал путь ночью и столп облачный – днём. Ибо в огне страх, а в облаке – мягкое и утешительное видение, при этом день – это жизнь праведника, а ночь понимается как жизнь грешника. Поэтому и обращённым грешникам Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8).

Стало быть, днём столп показался в облаке, ночью – в огне, ибо всемогущий Бог явится милостивым для праведных и страшным для неправедных. Тех Он, начав судить, ублажает мягкой кротостью, этих же устрашает строгостью правосудия.

Проповеди

Совершивший всё это – Тот же, что и теперь, Господь Иисус Христос, Который как тогда прошёл перед сынами Израиля через Красное море в огненном столпе, так и теперь проходит перед христианами через крещение в столпе Своего тела. Я говорю, что это тот столп, который тогда давал свет глазам тех, кто следовал за ним, а сейчас предоставляет свет сердцам верующих. Тогда Он проложил путь в потоках волн, теперь же в омовении укрепляет следы веры. Тот, кто, как сыны Израиля, смело пойдёт через эту веру, не испугается египетского преследователя.

Вопросы и затруднения

Что означает столп облачный, указывающий путь днём, и столп огненный, светящий ночью?

Оба означают слово Божие. Для идущих путём делания оно становится столпом облачным, который смягчает жару искушений, а для идущих путём познания оно становится столпом огненным, который светит и рассеивает тьму невежества.

О Троице

Также и здесь кто бы стал сомневаться, что Бог явил Себя смертным очам посредством всё того же подвластного Ему телесного творения, а не Своею сущностью? Однако подобным же образом неясно, был ли то Отец, или Сын, или Святой Дух, или Сама Троица единый Бог. И также остаётся неопределённым то место, где сказано: Слава Господня явилась в облаке. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых (Исх. 16:10-12).

Собрание проповедей

И ныне Он огнём блистает пред тобой в кусте, чтобы тебя, хладного от неверия, возжечь жаром веры. Ныне Он пламенем сверкает в небесном столпе, чтобы рассеять мрак твоего неведения и чтобы ты смог в пустыне мира сего идти по пути спасительного знания. Ныне Он же для тебя облекается в столп облачный, чтобы ослабить зной твоих стремлений, ныне Он, как орёл, покрывает тебя крылами премудрости, чтобы побудить к небесному полёту, ибо Моисей говорит: «Как орёл покрывает гнездо своё и над птенцами своими бдит».

На семь кафолических посланий

В действительности египтяне, которые подавляли народ Божий, толкуются как мрак или мучение, прямо как преследующие нас грехи, которые, впрочем, уничтожаются в крещении, а освобождение сынов израильских и приведение к некогда обещанному отечеству соответствует таинству нашего искупления, благодаря которому мы стремимся к свету небесного отечества с помощью благодати Христовой, просвещающей и ведущей нас. Свет же благодати Христовой являет тот столп дыма и огня, который на протяжении всего путешествия защищал евреев от ночного мрака и верными тропами привёл к обещанным отеческим местам.

Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное Божественное покровительство: днём столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указанию Исх. 40:34, 38 и Чис. 9:15–23, отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между движением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятикнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под огненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду (Исх. 13:21–22; 14:19–20; 33:9–10; Чис. 9:15–16; Пс. 77:14; 104:39) данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего.