Исследование Антарктиды 1945-1980 г.г. Хронология

Договор об Антарктиде 1959 г.

Научные станции

Хронология ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ исследований – после 1945 г.

Книги по данному разделу:

В V томе дана подробная характеристика исследований Антарктиды 1917-1985 г.

ОБ АВТОРЕ:

Болосов Андрей Николаевич – кандидат технических наук, окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, работал в Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, затем вернулся на родную кафедру в МАИ. Преподавал, был заместителем заведующего кафедрой по научной работе. Сотрудничал с рядом издательств, редактор нескольких документальных фильмов, автор трёх книг по истории российского флота. Участвовал в работе над первой книгой «Полярная авиация России. 1914–1945 гг».

Болосов А.Н.: «Советские авиаторы внесли весомый вклад в изучение Антарктики, вписав славные страницы в историю географических открытий в Южной полярной области. Следует особо подчеркнуть, что всё это делала ещё лежащая в послевоенных руинах страна, потерявшая почти 30 миллионов своих граждан. Полёты над неизученной безориентирной местностью, посадки на площадки с высотой до 4000 м. над уровнем океана, низкие температуры и ураганные ветры предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки лётного и технического состава и надёжности авиационной техники. С помощью авиации на ледовом континенте созданы внутриконтинентальные станции, проводятся геофизические, аэрометеорологические, гляциологические наблюдения и аэрофотосъёмка территории Антарктиды. Сотни лучших экипажей на воздушных судах различных типов, проявляя высокое лётное мастерство и мужество, ежегодно с честью выполняли задачи авиационного обеспечения советских и российских арктических и антарктических экспедиций. Многие из них направлялись к полюсам нашей планеты по несколько раз. И долгие годы всё это происходило на фоне нарастающего противостояния двух мировых систем и реальной угрозы начала ядерной войны».

Академик Российской академии наук, участник арктических и антарктических экспедиций А.П. Лисицын:

«…Полярная авиация была создана для работ в самых трудных на Земле природных условиях – условиях Арктики с тундрами на юге и дрейфующими льдами на севере, а также Антарктики с огромными высотами и самыми низкими температурами. Всё, что мы знаем об этих очень суровых частях нашей планеты – ледовых пустынях, местах безмолвия и риска, – в значительной мере связано с героической работой полярных лётчиков.

В качестве начальника морского геологического отряда мне удалось участвовать в первой и второй Антарктических экспедициях АН СССР. Первой экспедицией командовал Герой Советского Союза М.М. Сомов, который незадолго до этого руководил дрейфующей в Арктике станцией «СП-2» и защищал докторскую диссертацию по ледовым аэродромам в нашем Институте океанологии. Вторую КАЭ возглавил Герой Социалистического труда А.Ф. Трёшников. Тогда были построены первая советская антарктическая береговая база «Мирный» и первая в мире внутриматериковая станция «Пионерская», совершены первые полёты в оазис Бангера, вдоль берегов ледяного континента к вулкану Гаусс и к Южному геомагнитному полюсу. Поэтому при прочтении данной книги вновь и вновь в памяти возникают знакомые имена и лица полярных лётчиков: И.П. Мазурук, И.И. Черевичный, Г.В. Сорокин, П.П. Москаленко, А.А. Каш…

Главные трудности для авиации в южных широтах – уже не дрейфующие льды и торосы, длинная полярная ночь, сложные условия погоды и трудности связи – всё это было известно по работе в Арктике. Теперь это – высота, на которой от недостатка кислорода задыхаются моторы, на земле – страдания, связанные с горной болезнью, и не просто холод, а сверхнизкие температуры, когда металл и резина становятся хрупкими, а самолётные лыжи не скользят по снегу. И, конечно, это ещё и ураганные ветры, которые валят с ног людей и корёжат самолёты, а также отсутствие метеостанций – почти как в первые годы освоения Арктики. К тому же здесь от берега океана и до Южного полюса материк покрыт ледником, над которым возвышаются горные хребты и острые нунатаки. Но нужно было снабжать станции в глубине материка, обеспечивать санно-тракторные переходы, обслуживать экспедиции геологов и геофизиков и, конечно, оказывать помощь полярникам всех стран, попавшим в беду. И, как в Арктике, работа и днём, и полярной ночью. Но в преодолении всех этих трудностей и опасностей накапливался бесценный опыт, который нам теперь нельзя растерять. Работа кипела, росло количество полярных станций, важным делом стало бурение глубокой скважины на станции «Восток», дальние трансантарктические авиаэкспедиции и экспедиции моряков вокруг материка, росло и крепло международное сотрудничество учёных.

И вдруг неожиданное решение – в 1970 году Полярная авиация была ликвидирована, её функции были переданы отдельным компаниям. Полярная наука оказалась без крыльев, многие асы перешли на инструкторскую работу и на пенсию. Не стало школы подготовки полярных лётчиков, преемственности в передаче уникальных знаний и опыта. Затерялось название Полярной авиации, но многолетнее братство лётчиков-полярников сохранилось, и они с гордостью отметят свой столетний юбилей!..»

Хронология.

  • 1946/47 г.г., летомР. Бэрд осуществил общее руководство крупнейшей четвертой антарктической экспедицией, более известной под кодированным названием «Операция Хайджамп», на 12 судах, включая ледокол и авианосец. Число ее участников превышало 4700 человек, в том числе научные работники, инженеры, военные специалисты.

Одним из главных результатов Четвертой экспедиции Р. Бэрда был сравнительно детальный осмотр береговой линии Западной и Восточной Антарктиды на протяжении 1 тыс. и 2,7 тыс. км соответственно; всего же за 64 полета удалось сфотографировать около 18 тыс. км побережья континента, что составляет 60% протяженности его берегов. В итоге общие очертания «ледяного» материка приняли ту форму, которая изображается на картах нашего времени.

  • 1947 г., март – начало работы американской экспедиции (в распоряжении – 2 судна, 3 самолёта, собаки и снаряжение) п/р капитана флота Ф. Ронне.
  • 1947 г., 21 ноября — полёт на юг: 300 км западной границы шельфового ледника (Ронне), выявили п-ов Додсона и крутояр чуть южнее (обрыв Орвилла); западнее этих объектов на карту легло покрытое снегом плато Йёрг.

Экспедиция Ронне исследовала «белое пятно» в антарктическом секторе между 35 и 80° з. д. площадью 1,7 млн. км2, причем на половине этой территории он и его сотрудники оказались первооткрывателями. Они впервые получили сравнительно верное представление о размерах шельфового ледника Ронне, установив его западную и южную границы.

  • 1947 окт. — 1948 янв. — наземный отряд из четырех человек, возглавляемый англичанином К. Пирс-Батлером, на собачьих упряжках за 105 дней проделал около 2200 км. в оба конца. Они выявили Берег Ласситера и п-ов Смит — часть западного побережья моря Уэдделла.

1940-50-е гг. — в Антарктиде начинают создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов.

  • 1950 – 52 г.г. – работа норвежско-британско-шведской экспедиции Юна Евера (ледокол «Норсель»). Длительный (сер. окт. 1951- нач. янв. 1952 г.) поход к югу на гусеничных вездеходах и собачьих упряжках возглавил австралийский физик Гордон Робин. Впервые в практике изучения Антарктиды было выполнено сейсмическое зондирование: на протяжении 615 км. по линии маршрута определена мощность ледяного панциря и выявлены детали подледного рельефа. Неожиданно он оказался весьма сложным — горные массивы и хребты, глубокие долины и фьорды; коренные породы в ряде мест находились ниже уровня моря.
  • 1951 г., кон. дек.— нач. янв. 1952 г. — лётчики экспедиции во главе с англичанином Д. Уэлфордом засняли около 0,5 млн. км.2 территории в пределах 3° в. д. — 21° з. д.; впервые оконтурена большая часть шельфового ледника Рисер-Ларсена (- третье место среди аналогичных образований материка — 91 тыс. км2).

Международные систематические исследования (2-ая пол. ХХ в.)

  • 1954 г., сер. февраля — на построенной станции Моусон (67°36′ ю. ш. близ 63° в. д.) осталось зимовать девять человек во главе с австралийским полярником Робертом Даверсом. Антарктической весной того же года на собачьих упряжках он прошел по припаю на запад и описал залив Эдуарда VIII.
  • 1954 г., сер. декабря — на вездеходе и собачьей упряжке Даверс с двумя спутниками направился в поход на юго-восток. Поднявшись по склону ледникового щита, они увидели на юге панораму горных вершин, почти лишенных снежного покрова, получившую название Принс-Чарльз.
  • 1956 — 61 г.г. — австралийские экспедиции установили, что эти горы имеют форму дуги длиной около 480 км, расположенной между 70 и 73° ю. ш.
  • 1955/56 г., летом — США направили к шельфовому леднику Росса крупную флотилию, в состав которой вошло восемь судов, в том числе два ледокола; командовал ею Д. Дьюфек. Одна из главных задач экспедиции, получившей кодовое название «Операция Дипфриз», состояла в изучении и картировании с самолетов территорий ледового континента для определения его политического статуса.
  • 1956 г., 1-я пол. января — самый длинный (13 января) трансконтинентальный перелёт с воздушной базы Мак-Мердо у 160°30′ з. д от моря Росса к морю Уэцдслла и обратно они открыли горы Пенсакола — четыре хребта, массив и несколько пиков. Эта большая горная группа, раскинулась между 82 и 85° ю. ш. на 520 км, и является продолжением Трансантарктических гор.

 

Международный геофизический год –  с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г.

Международным геофизическим годом (МГГ) называется период (не обязательно годичный) одновременных комплексных исследований глобальных геофизических процессов средствами и научными силами разных стран по согласованной программе и единой методике.

1955 г. — ряд стран приступили к организации научно-исследовательских баз в Антарктиде. Было построено более 60 научно-исследовательских станций. Они размещались, как правило, далеко друг от друга на побережье; сравнительно большой «сгусток» возник только на Антарктическом п-ове, менее значительный — на о. Росса. Некоторые государства создали также одну-две глубинные станции, в том числе США — на Южном полюсе (Амундсен-Скотт), Франция — сравнительно недалеко от Южного магнитного полюса (Шарко), советская — Восток.

  • 1959 г.подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований.

С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента.

Советские ученые осуществили санно-тракторный походы:

  • 1957 г. – к Геомагнитному полюсу;
  • 1958 г. – к полюсу Относительной Недоступности;
  • 1959 г. – к Южному полюсу.
  • 1956 г., нач. январяпервая советская экспедиция в Антарктиду. Возглавил -Герой Советского Союза М.М. Сомов (флагманский корабль — дизель-электроход “Обь”).
  • 1956 г., сер. февраля — торжественное открытие первой советской обсерватории на берегу Антарктиды — “Мирный“.
  • Благодаря рекогносцировочным полетам летчиков авиаотряда И.И. Черевичного и работам наземных отрядов, уточнена конфигурация шельфовых ледников Шеклтона (обнаружены бухты Малыгинцев и Мнловзорова) и Западного (открыты бухты Карелина и Николаева и п-ов Челюскинцев); выявлено много островков и полуостровков, бухт, мысов и ледников. В итоге удалось обследовать и закартировать побережье на протяжении около 600 км, получившее название Берег Правды.
  • — санно-гусеничный поход в глубину “белого пятна” Восточной Антарктиды, организована в 370 км. от берега, на высоте 2700 м. над уровнем моря внутриконтинентальная станция “Пионерская”.
  • 1956 г., конец — возникли ещё две станции: Пионерская, в 375 км. к югу от Мирного на высоте 2700 м. (27 мая) и станция Оазис, в 360 км. к востоку от Мирного, в оазисе Бангера, холмистом участке, круглый год свободном от льда (15 октября).
  • 1957 г.вторая советская антарктическая экспедиция под руководством А.Ф.Трешниковак Южному геомагнитному полюсу и на расстоянии 1400 км. от берега, на высоте 3500 м. над уровнем моря, построили постоянную научную станцию “Восток”. Все необходимое для жизни и работы полярников доставляется кораблями, у зимовщиков есть трактора, тягачи, самолеты, вертолеты.
  • 1957 г., нач. февраля – сер. марта — поход специального гляциологического поезда (два тягача и шесть саней), возглавляемого географом П.А. Шумским. Он прошел от Мирного 250 км. к югу. Многочисленные определения мощности ледяного «покрывала» методом сейсмозондирования положили начало открытию подледной равнины Шмидта.
  • 1957 г., сер. февраля – кон. марта — дизель-электроход «Лена» (капитан А.И. Ветров) совершил плавание вдоль побережья к западу от Мирного. Оно проходило в тяжелых условиях, зачастую в штормовую погоду, при снегопадах, переходящих иногда в пургу, в тумане при низкой облачности. И все же силами, руководимых гидрографом О.А. Борщевским, береговых групп, которые высаживались с помощью вертолета в нескольких пунктах, удалось провести аэрофотосъемку побережья между 78 и 44° в. д. В результате на карте Антарктиды появились новые бухты и полуостровки (напр. п-ов Сакеллари у 49° в. д.), островки и маленькие архипелаги.

На самолете АН-2 и вертолете МИ-4 геологи изучили за короткое время десятки скалистых гор – нунатаков, выступающих из ледникового покрова, провели съемку скал “Мирного” и оазиса Бангера-Хилс и его окрестностей.

  • 1957 – 59 г.г.третья советская антарктическая экспедиция. Построены еще две станции – “Комсомольская” и в области Относительной Недоступности – “Советская”. Был открыт Полюс холода нашей планеты. Он находится в районе станции “Восток”. Здесь отмечена среднемесячная температура августа -71С и зафиксирована минимальная температура -88,3 С. При таких температурах металл делается хрупким, солярка превращается в тестообразную массу, керосин не вспыхивает, даже если в него опустить горящий факел.
  • 1958 г., конецчетвертая советская антарктическая экспедиция (начальник –А.Г. Дралкин, опытный полярник). Работала новая станция “Лазарева” на берегу Земли Королева Мод, но впоследствии ее переписали на 80 км. вглубь континента и назвали “Новолазаревской”. Участники этой экспедиции совершили санно-гусеничный поход от станции “Восток” до Южного географического полюса.
  • 1958 г., октябрьсоветские летчики на самолете ИЛ-12 совершили трансконтинентальный полет из “Мирного”, через Южный полюс, на американскую базу Мак-Мердо, расположенную у острова Росса. Это был первый советский самолет над Южным полюсом.
  • 1959, конец годавыдающийся поход 4-й экспедиции на вездеходах. Поход проходил в наиболее трудном секторе Антарктиды по маршруту “Мирный”- “Комсомольская”- “Восток”- Южный полюс. 26 декабря 1959 г. советский поезд из вездеходов прибыл к станции “Амундсен-Скотт”, где советские полярники были тепло встречены американцами. Во время похода наши ученые измеряли мощность ледникового покрова сейсмоакустическим методом. Оказалось, что под станцией “Восток” мощность ледника составляет 3700 м, а на Южном полюсе – 2810 м. Результаты исследований ученых разных стан мира были соединены в одну общую систему. На их основе были составлены карты подледного рельефа и мощности ледникового покрова Антарктиды.
  • 1957 г. — американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел.
  • 1958 -59 г.г. — от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд.
  • 1957-58 г.г.английские и новозеландские ученые на тягачах пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса.
  • 1957 г., нач.новозеландская группа (23 сотрудника), возглавлявшаяся альпинистом Эдмундом Хиллари, начала возведение станции Скотт в заливе Мак-Мердо, у барьера шельфового ледника Росса. Во время полётов были обнаружены: ледник Слессора (у 80° ю. ш.), широтный хребет Шеклтона (длина 160 км, вершина 2010 м) и ледник Рековери.
  • 1957 г., март — разведывательные полеты, совершенные группой Хиллари вдоль прибрежных гор Земли Виктории, выявили существование больших свободных от снега долин (оазисов), значительных (замерзших в это время) озер и даже относительно обширных речных систем.

В период МГГ одна из главных работ заключалась в измерении мощности ледникового покрова Антарктиды, для чего от береговых станций совершались внутриконтинентальные походы с применением усовершенствованных наземных транспортных средств (вездеходы, тракторы).

  • 1957/58 г.первое пересечение[1] Антарктиды английским геологом и полярным исследователем В. Фуксом[2] по маршруту море Уэдделла (английская база) — Южный полюс — море Росса (новозеландская база).

24.11.1957 г. — Фукс во главе партии из 11 человек на восьми вездеходах с санями и двух собачьих упряжках вышел со станции Шеклтон  на юг. Дорога оказалась очень тяжелой — поля сплошных заструг. Это вынуждало прокладывать извилистый маршрут, поворачивая зачастую под прямым углом к курсу, причем по мере увеличения высоты плато мощность машин падала. В начале января 1958 г. отряд лишился одного вездехода. Большинство участников похода перенесли серьезное желудочное заболевание. 19 января Фукс достиг Южного полюса. 2 марта трансантарктическая эпопея благополучно завершилась. За 98 дней он и его 10 товарищей регулярно — через каждые 50 км, невзирая ни на какие трудности — определяли мощность ледяного панциря. Впервые получен достоверный профиль поверхности и подледных коренных’ пород; среднюю мощность покрова В. Фукс и Д. Пратт оценили почти в 1,8 тыс. м.

  • 1957/58 г., лето – новозеландцы Ричард Брук с тремя спутниками на четырех собачьих упряжках закартировали восточную окраину Полярного плато от 78° ю. ш. на 400 км к северу, сняв на пути несколько «белых пятен».
  • В то же время — Роберт Холмс Миллер с одним спутником на двух собачьих упряжках исследовал район горы Маркема (4350 м), в те годы считавшейся высшей точкой материка, установив, что эта вершина находится в массивном меридиональном хребте Куин-Элизабет длиной около 200 км; неподалеку Миллер обнаружил довольно крупный ледник и параллельную ему короткую (менее 100 км) горную цепь.
  • 1957/58 г.г., летоамериканец геофизик Чарльз Бентли во главе гляциологического отряда прошел от Литл-Америки к центру Земли Мэри Бэрд на недавно организованную станцию Бэрд. Выполненные им сейсмические измерения показали, что на протяжении более 600 км по линии маршрута коренные породы находятся ниже уровня моря, а мощность льда достигает 3 тыс. м. После зимовки 19 ноября 1957 г. Ч. Бентли на вездеходах направился в другой поход по замкнутой кривой. По прошествии примерно месяца пути близ 75° ю. ш. (между 117 и 112° з. д.) он закартировал и дал название двум сравнительно коротким (65–70 км) группам покрытых снегом пиков высотой более 3500 м — горы Крэри (3677 м) и Тони (3565 м). Неподалеку он описал изолированный потухший вулкан Такахе (3486 м). Оттуда Ч. Бентли повернул к юго-востоку и впервые пересек ледниковое относительно однообразное плато Холлик-Кеньон. На этом почти 700-километровом отрезке отряд положил начало открытию равнины Бэрда, главного подледного бассейна Западной Антарктиды, вытянутого в широтном направлении. На обратном пути в конце января 1958 г. он последовательно открыл два одиноко стоящих пика — Джонс (2210 м, у 79°37′ ю. ш., 90° з. д.) и Вуллард (2675 м, 80°33′ ю. ш., 96° з. д.). Покрыв за три месяца около 2 тыс. км ледяной пустыни, где, за редкими исключениями, не ступала нога человека, отряд вернулся на станцию Бэрд 20 февраля.

После МГГ основной объем работ преимущественно в Западной Антарктиде выполнили американские исследователи.

  • 1958/59 г., лето — внутриконтинентальный поход. У 85° ю. ш. и 91° з. д. картограф Уильям Чепмен положил на карту почти целиком покрытые снегом изолированные горы Тил, выявив там массив, длинный обрыв и группу пиков высотой до 2810 м. А почти в 400 км. северо-западнее в начале января 1959 г. он заснял изолированную группу, растянувшуюся на 30 км (горы Уитмор), с вершиной Силиг (3020 м).
  • 1958/59 г.Джон Пиррит определил толщину льда от моря Уэдделла до центра Земли Мэри Бэрд
  • 1959/60 г., лето — продолжил измерения на север, до моря Амундсена, и на пути у 126° з. д. подробно исследовал меридиональный вулканический хребет Эгзекьютив-Коммитти (около 100 км).
  • 1959–1961 гг. — изучение подледного рельефа, проведенное несколькими американскими группами в между 130° и 140° в. д., позволило выявить под толщей льда мощностью 3,0–3,5 тыс. м. Восточную равнину с полого-волнистой поверхностью.
  • Еще одна экспедиция — от станции Бэрд в общем к северо-востоку до базы Эйтс (маршрут — почти 3 тыс. км.) Она продолжила изучение подледной равнины Бэрда и впервые пересекла глубинные районы Земли Элсуорта.
  • 1959–1961 гг. — несколько отрядов Геологической службы США проводили съёмку хребта Сентинел близ 85° з. д. Оказалось, что в этом горном сооружении имеется много пиков-четырёхтысячников, а в небольшом массиве Винсон определена высшая точка континента — 5140 м. На неё, и ряд других менее значительных вершин, в 1966 г. совершил восхождение американец Николас Клинч.
  • 1962–1965 гг.американские наземные отряды засняли прибрежные участки земли Мэри Бэрд, в частности положили на карту весь шельфовый ледник Геца.

Военно-морские силы США выполнили большой объем геодезических и аэрофотосъемочных работ не только на побережье: в их активе съемка самой грандиозной системы горных хребтов континента — Трансантарктических гор на всем протяжении (4 тыс. км); по ним проводится граница между Восточной и Западной Антарктидой.

  • 1962/63 г.новозеландец Роберт Томсон во главе тракторного поезда прошел летом со станции Уилкс вдоль 110° в. д. по неисследованной территории до станции Восток. Походу иногда мешали бураны и морозы до — 64° С. На линии маршрута Томсоп определил высоту поверхности над уровнем моря более 3100 м и толщину льда 4800 м.

Материалы, собранные в 1962 г. советскими и зарубежными экспедициями, позволили обоснованно выделить пять новых морей, омывающих Антарктиду (от 0° к востоку до 113° в. д.): Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества и Моусона. После дрейфа «Оби» зимой 1973 г. получены данные о четком отличии акватории между морями Д’Юрвиля и Росса; это приантарктическое водное пространство названо морем Сомова.

  • 1960–70-х гг., — внутриконтинентальные санно-гусеничных походы, проходившие по территориям (вернее, «гляциоториям»), на которые никогда не ступала нога человека:
  • 1964 г., январь-март – первый (руководители А. Капица, О. Сорохтин), позволил выявить новую подледную горную страну с сильно пересеченным рельефом; она названа в честь академика В.И. Вернадского.
  • 1966 г., кон. – 1967 г., кон. мартавторой поход, (руководитель И.Г. Петров), протяженностью более 3400 км. Маршрут пересек южную «глубинку» Земли Королевы Мод — в итоге открыта Западная подледная равнина, погребенная под почти трехкилометровой толщей льда.
  • 1978 г. — зарегистрирован первый случай рождения человека на «ледовом» материке — им стал аргентинец.
  • 1980 г., 9 марта — у 136° з. д., на Берегу Хоббса заступила на постоянную антарктическую «вахту» новая научная станция Русская.

Международное сотрудничество позволяет объединить работу ученых, способствует лучшему изучению природы Антарктиды.

Это — единственная на Земле околополюсная суша с уникальными «чертами характера» (подвижная поверхность с гигантскими ледоразделами, меняющиеся очертания берегов, ураганы в солнечные дни) хранит много тайн, раскрыть которые ещё предстоит в будущем.