Исследование Антарктиды 1980 — 2000 г.г. Хронология.

Хронология ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ исследований – 1980-2000 г.г.

Книги по данному разделу:

В V томе дана подробная характеристика исследований Антарктиды 1917-1985 г.

Очень подробно об исследовательской деятельности при участии авиации – на каждый год, с фотографиями.

 
  • 1981 г., 8–9 февраля — во время выполнения аэромагнитных измерений по маршруту «Дружная»—Южный полюс—«Дружная» самолёт Ил-14 (рук. перелёта В.И. Голованов) впервые приземлился на Южном географическом полюсе. В этой экспедиции активно работала метеоритная группа, которая с Ил-14 обследовала окрестности станций «Новолазаревская», «Молодёжная», баз «Дружная-1» и «Дружная-2». Общий налёт самолётов Ил-14 в тот год достиг 1707 часов, Ан-6 — 500 часов, вертолётов Ми-8 — 1700 часов.

Часто лётчикам приходилось принимать участие в беспримерных по трудности полётах.

  • 1982 г., 17 марта — (уже после закрытия лётного сезона) пришлось провести санитарный рейс самолёта Ил-14 «СССР-41808» из «Молодёжной» на «Восток» (командир авиационного отряда Е.Д. Кравченко). Самолёт совершил посадку у станции «Восток» при температуре воздуха –62°, что в экстремальных условиях антарктического высокогорья являлось исключительным событием. Этот перелёт был подробно описан в книге «С Антарктидой — только на «Вы».
  • 1985 г. — вышло Постановление Совета Министров СССР «О расширении геолого-геофизических исследований в Антарктике и укреплению материально-технической базы». Получила развитие концепция широкого охвата Антарктиды геолого-геофизическими исследованиями. В короткие сроки были созданы и расширены полевые базы «Дружная-1», «Дружная-2», «Дружная-3» в Западной Антарктиде и «Дружная-4», «Союз» и круглогодичная геологическая станция «Прогресс» в Восточной Антарктиде, были возобновлены работы в Восточной Антарктиде и начаты аэрогеофизические исследования в Центральной Антарктиде с использованием геофизической лаборатории на тяжёлом самолёте Ил-18Д, а также первые морские сейсмические исследования на арендуемых судах. Численность геолого-геофизической части САЭ достигала 240 человек. Ежегодно работы обеспечивали два судна ледового класса, сухогруз и пассажирское судно, на материке работали 4–5 самолётов Ил-14 и Ан-6, до трёх вертолётов Ми-8, самолёт Ил-18Д. Общее число участников в последующие экспедиции превышало 1000 человек. Такое увеличение численности экспедиций объясняется ростом объёмов сезонных геолого-геофизических работ, большая часть которых обслуживалась полярной авиацией.
  • 1986 г. — на самолёте Ил-76ТД «Антарктида» («СССР-76479») был выполнен первый полёт по «центральному» маршруту Москва–Ларнака–Джибути–Мапуту–«Новолазаревская»–«Молодёжная» и обратно. Впервые в мире экипаж тяжёлого транспортного самолёта совершил посадку на снежно-ледовом аэродроме станции «Мирный».

Плановые полёты Ил-76ТД из СССР в Антарктиду продолжались до 1991 года. Использование этих машин для доставки научного персонала и грузов непосредственно из СССР значительно расширило возможности проведения работ экспедиции. Кроме того, стало доступным изучение структуры геофизических полей в центральных районах Антарктиды с помощью авиации. Во время 30-й САЭ (1984–1986 гг.) и 31-й САЭ (1985– 1987 гг.) стандартные стационарные наблюдения выполнялись на семи станциях. Силами участников экспедиций была введена в действие первая очередь системы научнооперативного обеспечения работающих в Антарктике судов и воздушных средств сообщения.

  • 1985 г. — 30-я САЭ в советскую историю покорения шестого континента дрейфом НЭС «Михаил Сомов» и самоотверженными работами моряков и лётчиков по спасению судна и людей на его борту.
  • 1986–1988 гг. — в 32-ю САЭ (в работах экспедиции участвовало рекордное число – 1435 человек (на зимовку оставалось от 200 до 400 человек). В январе 1987 г. была создана полевая база «Оазис-2», названная так в отличие от действовавшей здесь в 1956–1959 гг. советской станции «Оазис», которая была впоследствии передана Польше и получила название «Добровольский».
  • 1988 г. — впервые за 30 лет антарктических исследований состоялась первая советская инспекция зарубежных антарктических станций. Особое внимание было обращено на запрещение проведения здесь любых мероприятий военного характера и захоронение радиоактивных материалов, а также на выполнение моратория на поиск, разведку и разработку антарктического минерального сырья и на соответствие объёма информации, содержащейся в ежегодных национальных отчётах, объёму реально собираемой на антарктических станциях информации.

Возглавлял советскую инспекционную группу заместитель председателя Госкомгидромета А.Н. Чилингаров. Для изучения организации гидрометеорологических, гляциологических, геофизических, топографо-геодезических и картографических работ на зарубежных станциях в группу были включены представители различных ведомств СССР. Эту комиссию нужно было доставлять на все наши советские антарктические станции, а также на иностранные — «ХаллиБей», «Неймайер», «Санаэ», «Сёва», «Моусон».

Следует заметить, что и советские станции в эти годы активно посещались гражданами других государств. Так, в период деятельности 33-й САЭ (1987–1989 гг.) на советских антарктических станциях побывало более 1200 иностранцев, среди которых были известные учёные, представители организации «Гринпис», корреспонденты зарубежных газет и журналов, кино- и телеоператоры. На станциях «Восток» и «Мирный» часто совершали посадки американские самолёты Си-130 «Геркулес» на лыжах, на АМЦ «Молодёжная» – австралийские самолёты и вертолёты, станцию «Беллинсгаузен» посещали туристические суда. На советских станциях зимовали учёные из ГДР, Монголии, США, Чехословакии, Польши, Монголии, Кубы и других стран. На американских станциях «Амундсен-Скотт», «МакМёрдо», австралийских – «Моусон» и «Дейвис» выполняли исследования метеорологи, геологи и геофизики из СССР.

  • 1989 г. — экипаж Ил-76МД «СССР-76822» п/р заслуженного лётчика-испытателя СССР С.Г. Близнюка впервые выполнил полёт в Антарктиду по «западному» маршруту: Москва–Гардер (о. Ньюфаундленд)–Монреаль–Миннеаполис–Майами–Гавана– Лима–Буэнос-Айрес–Пунта-Аренас–авиабаза ВВС Чили «Родольфо Марч Мартин» на антарктическом острове Кинг-Джордж вблизи советской антарктической станции «Беллинсгаузен» и обратно (Пунта-Аренас–Буэнос-Айрес– Салвадор–о. Сал–Париж–Прага–Москва).

Этим рейсом была доставлена международная антарктическая экспедиция Тransantarctica, выполнившая переход от о. Кинг-Джордж через Антарктический полуостров и Южный полюс до станции «Мирный».

  • 1991 г. – экипаж самолёта Ил-76МД — полковник А.В. Андронов и подполковник С.Н. Жбанков совершили внутриконтинентальные перелёты по маршруту «Молодёжная»–«Новолазаревская»– «Молодёжная»–«Восток»–«Молодёжная».

Эти полёты стали последними в советский период освоения Антарктики. Затем людей и часть грузов на «Восток» стали доставлять американские самолёты Си-130 «Геркулес» с главной базы США «Мак-Мёрдо» в Западной Антарктиде.

Распад СССР привёл к большим финансовым затруднениям и практически полному прекращению национальных исследований и авиационного сообщения между СССР и Антарктидой. Были закрыты или законсервированы многие аэродромы и станции. Перспективная базовая круглогодичная станция «Прогресс» в связи с резким сокращением финансирования была переведена в разряд сезонных баз, а ведь её инфраструктура позволяла создать здесь транспортно-логистического центр с аэродромом для межконтинентальных полётов. Несколько позже пришлось законсервировать и АМЦ «Молодёжная» с её уникальной взлётно-посадочной полосой для приёма тяжёлых самолётов.

Возникла реальная угроза потери созданной советскими учёными инфраструктуры. И это происходило в то время, когда в Антарктиде активно работали почти полсотни станций различных государств, а ООН объявила Антарктиду «наследием человечества».

Принятые постановления Правительства Российской Федерации о проведении 38-й, 39-й, 40-й, 41-й и 42-й РАЭ позволили несколько стабилизировать ситуацию, поддержав основу российских исследований – ежегодные антарктические экспедиции.